Выход на биржу уже давно является одним из ключевых достижений для любой успешной компании.
В прошлом публичное размещение акций компании через IPO показывало миру, что ее бизнес зарекомендовал себя и готов к «игре в высшей лиге». Даже несмотря на то, что преимущество сохранения статуса частной компании в течение более длительных периодов в последнее время стало очевидным для большего количества бизнесов, публичная торговля акциями на крупных фондовых биржах по-прежнему остается отличительной чертой самых успешных и знаменитых компаний.
Однако сам процесс IPO в последние годы становится препятствием для выхода некоторых компаний на рынок. Значительные затраты и усилия по соблюдению правил, регулирующих первичное публичное размещение акций, сдерживают многие компании от проведения IPO, поэтому некоторые из них стали искать альтернативные методы предоставления своих акций для покупки обычным инвесторам. Один из таких методов связан со «SPAC-компаниями» (от англ. special purpose acquisition company).
Это компании, единственной целью существования которых является слияние с другими частными компаниями, желающими стать публичными, которые, по каким-либо причинам, стремятся избежать процесса IPO.
Кроме денежных средств на балансе, у SPAC нет других активов. Отсутствует также какая-либо история деятельности или бизнес-план, а биржевой график представляет собой почти идеально прямую горизонтальную линию с крайне редкими «всплесками» в ту или иную сторону, которые, впрочем, всегда быстро нивелируются.
Эти организации созданы специально в качестве подставных компаний и не имеют собственных коммерческих целей. Вместо того, чтобы заниматься бизнесом самостоятельно, каждый SPAC стремится приобрести уже существующий бизнес. Если SPAC успешно находит подходящий бизнес, то он сливается с этой компанией. С этого момента SPAC идентифицирует себя в качестве составной части приобретенного бизнеса.
- Различные SPAC создаются с разными целями.
Некоторые предоставляют своим руководителям полную свободу действий при покупке любого типа бизнеса, который они захотят. Другие нацелены на более конкретные группы компаний в определенных секторах, отраслях или географических регионах. Преимущество, которое SPAC предлагает своим потенциальным кандидатам на слияние, — это упрощенный процесс предоставления их акций публичным инвесторам. Сам SPAC проходит процесс регистрации IPO в Комиссии по ценным бумагам и биржам США (КЦББ), когда впервые предлагает свои акции государственным инвесторам. Хотя слияние SPAC с другой компанией и вызывает дополнительные требования КЦББ по раскрытию информации, но это, как правило, гораздо менее обременительно, чем заполнение полного регистрационного заявления по форме S-1, которое необходимо для проведения IPO.
- В последнее время появилось много успешных компаний, которые использовали SPAC в качестве способа для выхода на биржу.
Virgin Galactic Holdings (NYSE:SPCE) использовала SPAC, созданный Social Capital Hedosophia, чтобы вывести свои акции на публичный рынок в конце 2019 года. В апреле DraftKings (NASDAQ:DKNG) совершила слияние с Diamond Eagle Acquisition после того, как ранее откладывала его из-за пандемии Covid-19.
Компания по производству электромобилей Nikola (NASDAQ:NKLA) закрыла сделку по объединению со SPAC VectoIQ Acquisition в начале июля 2020 года. Кроме того, на данный момент есть несколько известных компаний, которые хотят стать публичными в результате слияния со SPAC.
- Одним из наиболее популярных является производитель электромобилей Hyliion, который недавно объявил о слиянии с Tortoise Acquisition. В конце июля также было совершено крупнейшее IPO SPAC-компании за все время.
Pershing Square Tontine Holdings (NYSE:PSTHU) Билла Акмана с большой помпой привлекла рекордные $4 млрд, стремясь вывести на рынок «единорога», то есть компанию, капитализация которой превышает $1 млрд. Это стало очередной вехой в году, который и так уже стал самым успешным в истории для SPAC-сектора.
5 августа количество IPO SPAC-компаний уже превзошло показатели прошлого года, который держал предыдущий рекорд по количеству подобных сделок. 60 SPAC-компаний собрали уже $22,5 млрд, что является рекордным показателем как по количеству сделок, так и по сумме привлеченных средств. И не стоит забывать, что до конца года осталось еще почти 5 месяцев.
К другим рекордам этого года относится самая крупная сделка по слиянию со SPAC-компанией, о которой было объявлено в начале июля. MultiPlan Inc., лидирующий на рынке поставщик технологических решений для комплексного управления расходами в сфере здравоохранения, объявил о сделке с Churchill Capital III (NYSE:CCXXU), стоимостью $11 млрд.
Объединенная компания будет функционировать под названием MultiPlan, а ее акции будут котироваться на NYSE, заявили обе компании в своем совместном заявлении, добавив, что сделка позволит расширить платформу MultiPlan для анализа данных. Растущая популярность SPAC заставляет провайдеров биржевых фондов ETF, как и всегда, стремится к тому, что извлечь выгоду из «модных» тенденций в мире инвестиций. ETF под названием «Defiance NextGen SPAC IPO» может стать первым из тех, что воспользуются этим шансом.
Согласно отчету, поданному 3 августа в КЦББ, данный ETF планирует отслеживать акции компаний, которые стали публичными благодаря SPAC-слияниям. В случае вывода на рынок, ETF будет торговаться под тикером SPAK. Согласно заявлению компании, 80% от активов данного ETF будут состоять из IPO, которые состоялись в результате SPAC-слияний, а 20% будет выделена компаниям, которые прошли через стандартную процедуру IPO.
Инвесторы в восторге от SPAC, поскольку после того, как совершаются слияния, цены на акции этих компаний могут взлететь в несколько раз. Но не все SPAC работают так хорошо. Хотя сам сектор продолжает стремительно развивается, большинство SPAC не оправдывают ожиданий инвесторов. IPO SPAC-компаний в 2015-2020 годах показали более низкие средние результаты после слияний, хотя стоит отметить, что результаты SPAC в 2019-2020 годах превзошли показатели 2016-2018 годов. К другим интересным тенденциям можно отнести то, что более крупные слияния SPAC превзошли более мелкие сделки, а SPAC, ориентированные на здравоохранение и технологии, показали самые лучшие результаты, в то время как энергетические компании самые низкие.
С начала 2015 года 89 из 223 SPAC-компаний, которые провели IPO, сумели «найти пару» и помочь частной компании стать публичной. Эти 89 компаний принесли средний убыток своим инвесторам в размере -18,8% и медианную доходность -36,1% по сравнению со средней доходностью рынка традиционных IPO с 2015 года на уровне 37,2%.
Только 26 SPAC из этой группы 89 компаний или 29,2% имеют положительную доходность на начало августа 2020 года. Типичный SPAC предлагает акции по цене $10 за акцию, а руководству этой организации дается два года на поиск подходящей цели. Если SPAC не найдет подходящего кандидата на слияние, то регуляторные условия требуют его ликвидации. Пока SPAC не найдет кандидата, деньги, полученные в результате его IPO, хранятся в доверительном управлении, поэтому инвесторы обычно получают большую часть или все свои первоначальные инвестиции обратно. Хотя стоит отметить, что ажиотаж последних месяцев по поводу SPAC привел к тому, что стоимость многих из этих акций значительно превысила первоначальную цену размещения.
Если эти SPAC не найдут кандидатов на приобретение, то любой, кто заплатил премию за покупку акций SPAC, понесет существенные убытки. Если компании, которые хотят стать публичными, будут видеть больше выгоды для себя в использовании SPAC для того, чтобы стать публичными, чем в проведении традиционного процесса IPO, то рост популярности этого метода обретения публичного статуса может трансформироваться в один из распространённых способов привлечения капитала компаниями.
Однако, если слишком многие SPAC начнут преследовать слишком малое количество компаний, готовых стать публичными подобным образом, то это может создать серьезные проблемы, которые могут привести к большим убыткам среди новых инвесторов в SPAC, поэтому, на наш взгляд, не стоит слепо поддаваться всеобщей эйфории вокруг новой модной тенденции.
Вместо этого нужно продолжать также тщательно оценивать фундаментальные характеристики компаний, которые хотят стать публичными через SPAC-сделки, как и любые сделки на вторичном или первичном рынках, уделяя особенное внимание тем причинам, по которым компания решила отказаться от традиционного процесса IPO.
Наша команда активно мониторит этот рынок. Мы публикуем только лучшие варианты для наших клиентов.
С ценой подписки можно ознакомиться здесь.
Ждем Вас в Закрытом Чате.
А если интересны результаты, то жмите сюда!
На данном графике, можно наблюдать процесс анализа рынка перед заключением сделки и отправкой сигнала Rich Harbour.